Сон помогает мозгу лучше усвоить новый язык

Сон и улучшение работы мозга

Ученые десятилетиями понимали, что мозг – “пластичный”, что означает, что наши нейронные связи меняются и адаптируются в ответ на новый опыт. Одним из факторов, который, по данным новых исследований, играет особую роль в пластичности языка, является сон.

Предыдущие исследования заложили основу для установления связи между сном и развитием памяти и изучением языка, особенно в изучении новых слов и грамматики. Ученый-психолог Гарет Гаскелл из Йоркского университета в Великобритании и его коллеги хотят изучить эти связи, чтобы создать более полную основу для понимания взаимосвязи между пластичностью языка и развитием памяти.

В исследовании, проведенном среди 38 взрослых, участники прочитали вслух 48 труднопроизносимых рядов по 4 слога каждый. Эти слоги имели “ограничения”, означающие, что определенные согласные звуки появлялись только в начале или в конце слога – подобно тому, как в английском языке звук “ng” может быть использован в конце слога (например, song), но не в начале (например, ngis).

Неизвестные участникам слоги, которые они прочитали в исследовании, фактически соответствовали новому набору ограничений. Например, звуки “f” и “s” будут появляться только в начале или в конце слога, в зависимости от того, какой звук был гласный.

После прочтения набора этих слогов вслух, одну группу отправили на 90-минутный сон, во время которого активность мозга измерялась с помощью ЭЭГ, в то время как другая группа смотрела видео. Затем обе группы вслух читали дополнительные наборы последовательностей слогов. Во время произношения исследователями записывались все ошибки участников.

Как и ожидали исследователи, участники, которым удалось поспать, чаще допускали ошибки в произношении, которые соответствовали новым ограничениям, с которыми они столкнулись. Например, если “s” ограничивается концом слога, когда гласная звучит как “i”, человек может случайно сказать “gis”, пытаясь прочитать слог “gik”, но вряд ли будет говорить “sig” вместо “kig”.

Хотя никто из участников не смог четко сформулировать, в чем заключались ограничения, спящая группа лучше справилась с задачей, которая требовала от участников определить, какой из двух слогов лучше всего соответствовал бы новым языковым правилам.

Гаскелл и его коллеги отмечают, что фаза медленного или глубокого сна, в частности, приводила к ошибкам, которые соответствовали модели новых правил.
По мнению исследователей, эти результаты дополняют ряд предыдущих исследований, свидетельствующих о том, что медленный сон играет важную роль в интеграции знаний на нейронном уровне.